Купили брак - пишите претензию

Автор: Дудин Алексей

Юрист, бизнес-консультант

Персональный сайт: www.adudin.ru

Статья опубликована:

  • в Электронном СМИ «Волгоград в сети» http://www.volgograd.ru/ 13.05.2005 г. под названием «Права потребителей. Часть 2: инструкция по применению» по адресу: http://www.volgograd.ru/theme/jurist/prava_potrebiteley/15661.pub
  • в газете «Волга и Дон» № 3 (274) за 01.02.2008 г. — 07.02.2008 г., стр. 15 (с некоторыми изменениями текста и под названием «Купили брак — пишите претензию»)

Вы приобрели сотовый телефон, телевизор либо иной товар, а он спустя неделю вышел из строя. Что делать? Конечно же, нести товар в ремонт, либо обратиться к продавцу — скажете вы и будете правы. А что делать, если продавец отказывается ремонтировать товар, либо заменять его?

Во-первых, вам необходимо попробовать ещё раз встретиться с продавцом и объяснить ему, что в случае отказа в вашем законном требовании заменить товар, либо принять его в ремонт, либо вернуть деньги вы будете вынуждены обратиться в орган по защите прав потребителей и в суд. При этом старайтесь общаться либо с владельцем магазина, либо со старшим продавцом торговой точки и не забывайте, что право выбора (ремонт, замена, возврат денег) принадлежит вам, а не продавцу. Кроме того полезно помнить две вещи. Первое, если товар весит меньше 5-ти кг., то доставить его до магазина в случае неисправности должны вы сами, если же вес его более 5-ти кг., то вы вправе требовать его доставки до магазина от организации — продавца. Второе, в случае, если вы сдаёте товар в ремонт, по вашему требованию продавец обязан в течение трёх дней предоставить вам на время ремонта аналогичный товар. Требование о товаре–замене не распространяется на ряд товаров, таких как:

  • автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним (кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами), прогулочные суда и плавсредства
  • мебель
  • электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла)
  • электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары)

Во-вторых, напишите письменное требование — претензию и вручите её продавцу. Возможны два варианта. Первый — продавец на копии вашей претензии поставит дату и роспись, второй — продавец отказывается принимать претензию, в этом случае вы отправляете претензию по почте заказным письмом с простым уведомлением, а квитанцию об отправке сохраняете на случай дальнейших разбирательств в суде или обращения в орган по защите прав потребителей. В претензии также изложите своё желание удостовериться в сертифицированности проданного вам товара.

В-третьих, вы можете обратиться в СМИ г. Волгограда и рассказать о случившемся. Только не забудьте приложить к своему письменному обращению в СМИ все документы, подтверждающие ваш рассказ. В настоящее время много газет и журналов имеют рубрику «Письма читателей» и вероятность опубликования вашей истории высока. Эффект от опубликования подобной истории проявляется в том, что читатели ознакомившиеся с вашим рассказом задумаются, стоит ли идти к такому продавцу. Кроме того, любому предпринимателю подобная реклама не нужна.

В-четвёртых, если вы приобрели товар (работы, услуги) у компании, которая является всего лишь филиалом, представительством, то имеет смысл направить вашу претензию также и в головной офис компании–продавца. Кроме этого напишите о случившемся правообладателю торговой марки того товара, который вы купили, изложив происшедшее в том ключе, что подобное поведение продавца–дистрибьютора подрывает авторитет и доверие к самому товару и тем самым наносит ущерб зарегистрированной торговой марке.

В-пятых, после того как истечёт срок для ответа на вашу претензию, а это по закону 10 дней, обращайтесь в орган по защите прав потребителей. Цель вашего обращения — в регистрации факта нарушения ваших прав.

В-шестых, не дожидаясь, когда работники защиты прав потребителей обратятся в суд, сделайте это сами. В соответствии с действующим законодательством, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд о защите своих прав. Составить иск можно на основе вашей претензии и типового искового заявления, которое, как правило, можно найти на информационном стенде в любом суде. Выбор суда (мирового или районного) зависит от цены иска. Если она до 500 минимальных размеров оплаты труда, то подавать иск необходимо в мировой суд, если же больше указанного размера, то в районный.

В любом случае, отстаивая свои права, будьте последовательны и настойчивы, не бросая дела на пол пути. Желаю всем удачных приобретений и вежливых продавцов.

Пример претензии

Директору

________________________

от _______________________

(паспорт серия _______ № ________

выдан_________________________ ),

зарегистрированного по адресу:

________________________________

ПРЕТЕНЗИЯ

Пятого февраля 2005 года в Вашем магазине, находящемся по адресу: ул. Торговая, 3, мной был приобретён сотовый телефон марки «ХХХ» модели ХХХ стоимостью 4070 (четыре тысячи семьдесят) рублей, что подтверждается кассовым чеком № 25 и товарным чеком.

Через неделю у данного телефона проявился недостаток — неисправность динамика.

Прошу принять данный телефон в ремонт и в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) прошу Вас предоставить на время ремонта телефона сотовый телефон аналогичной марки и модели.

В случае непредставления в трёхдневный срок аналогичного сотового телефона, либо принятия решения (ответа) с пропуском установленного законом срока, буду вынужден обратиться в орган по защите прав потребителей, либо в суд с иском о взыскании причинённых убытков, возмещении морального ущерба и процентов за просрочку, предусмотренных ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Также прошу направить мне копию документа, подтверждающую факт сертификации проданного мне сотового телефона, заверенную в установленном законом порядке, т.к. на момент продажи данный документ не был представлен.

Помимо этого, оставляю за собой право обратиться в СМИ г. Волгограда, а также известить правообладателя торговой марки «Цветочек» о том, что продажа телефонов с недостатками, а также факты нарушения прав потребителей негативно отражаются на имидже компании-правообладателя и торговой марке «Цветочек».

Контактная информация:

Адрес для направления почтовой корреспонденции: ______________________,

Телефон: _______________________

Электронная почта: ___________________________

______________           _______________           _______________

дата                  подпись            расшифровка подписи

Дудин Алексей Сергеевич
+7 (988) 960-01-01